Божество Манси- Шелаб

 

 Божество народов Манси

Культ медведя - наиболее архаичный у народов Евразии и Северной Америки. На Урале и в Сибири находят фигурки, с изображением медведя в жертвенной позе (голова сложена на передние лапы), самые ранние из которых были отлиты еще задолго до н. э. Все народы Урала и Сибири имели табуированные обозначения для медведя; его называли Зверем, Хозяином, Дедом, Косматым Чертом, Челдоном, Черной Немочью и т.д. Угры именовали его в том числе "Ялпын Уй" (Священный Зверь).
У угров Межвежий Праздник в честь Зверя или Полума-Торума мог быть периодическим (на солнцестояния) или по случаю взятия медведя. В древности праздник в честь медведя длился 8 дней, в честь медведицы - 7 дней; позднее, соотвественно, 5 дней или 4 дня. Медведь рассматривался как предок, ему приносились подарки, в его честь разыгрывались пантомимы. Самый крупный из праздников, на которых съезжались манси или ханты из различных райнов, назывался "Яны Йикв" (Большие танцы). Традиционные Медвежьи Праздники проводятся до сих пор.
Вот как проходило такое праздненство в конце прошлого века:
"...Охотники с добычей подъезжают к деревне. Они подают сигнал, одновременно стреляют из своих ружей и выкрикивают слова: "Утщум охов!" (пять или четыре раза в зависимости от пола добытого медведя. В прошлом, когда не было ружей, сигнал подавали только криком). <...> В доме хозяина, добывшего медведя, в переднем углу сооружается полка (уй норма)... Получается нарядный вид, словно это окно, а из окна виднеется разнаряженный медведь. Глаза его закрываются серебряной монетой, на конец морды (на область носа и пасти) прикрепляется серебряная чашка, на когти надеваются блестящие кольца, спина его покрыта священным шелковым халатом (ярмак сахи, если это самец, надевают бусы, накидывают шелковый платок, если это самка). <...> На стол перед медведем ставится длинная берестяная чашка с едой, разделенная на две части, одна из которых предназначена для пищи лиц женского пола, другая - для лиц мужского пола... Перед медведем ставят также хлеб, табак (это делается потому, что медведь некогда был человеком - указание информанта)". Так описывается обряд сыгвинских манси. И дети, и взрослые должны были принимать участие в празднике, иначе медведь мог обидеться. Кульминацией действа было выступление мужчин в берестяных масках.

(Ромбандеева Е. И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура. Сургут: Сев. Дом, Сев.-Сиб. книжное издательство

Культ медведя - наиболее архаичный у народов Евразии и Северной Америки. На Урале и в Сибири находят фигурки, с изображением медведя в жертвенной позе (голова сложена на передние лапы), самые ранние из которых были отлиты еще задолго до н. э. Все народы Урала и Сибири имели табуированные обозначения для медведя; его называли Зверем, Хозяином, Дедом, Косматым Чертом, Челдоном, Черной Немочью и т.д. Угры именовали его в том числе "Ялпын Уй" (Священный Зверь).

У угров Межвежий Праздник в честь Зверя или Полума-Торума мог быть периодическим (на солнцестояния) или по случаю взятия медведя. В древности праздник в честь медведя длился 8 дней, в честь медведицы - 7 дней; позднее, соотвественно, 5 дней или 4 дня. Медведь рассматривался как предок, ему приносились подарки, в его честь разыгрывались пантомимы. Самый крупный из праздников, на которых съезжались манси или ханты из различных райнов, назывался "Яны Йикв" (Большие танцы). Традиционные Медвежьи Праздники проводятся до сих пор

Вот как проходило такое праздненство в конце прошлого века:
"...Охотники с добычей подъезжают к деревне. Они подают сигнал, одновременно стреляют из своих ружей и выкрикивают слова: "Утщум охов!" (пять или четыре раза в зависимости от пола добытого медведя. В прошлом, когда не было ружей, сигнал подавали только криком). <...> В доме хозяина, добывшего медведя, в переднем углу сооружается полка (уй норма)... Получается нарядный вид, словно это окно, а из окна виднеется разнаряженный медведь. Глаза его закрываются серебряной монетой, на конец морды (на область носа и пасти) прикрепляется серебряная чашка, на когти надеваются блестящие кольца, спина его покрыта священным шелковым халатом (ярмак сахи, если это самец, надевают бусы, накидывают шелковый платок, если это самка). <...> На стол перед медведем ставится длинная берестяная чашка с едой, разделенная на две части, одна из которых предназначена для пищи лиц женского пола, другая - для лиц мужского пола... Перед медведем ставят также хлеб, табак (это делается потому, что медведь некогда был человеком - указание информанта)". Так описывается обряд сыгвинских манси. И дети, и взрослые должны были принимать участие в празднике, иначе медведь мог обидеться. Кульминацией действа было выступление мужчин в берестяных масках.

(Ромбандеева Е. И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура. Сургут: Сев. Дом, Сев.-Сиб. книжное издательство